Негидальцев религиозные верования

Негидальцев религиозные верования
   Негидальцы живут в Хабаровском крае (502 чел.), по рекам Амур и Амгунь. В наст. вр. в религ. воззрениях этих охотников и рыболовов сохранились лишь нек-рые черты архаичных верований. Вселенная (Боуа), по представлениям негидальцев, состоит из трех миров, расположенных один под другим. Высшей силой, помогающей в промысле, семейных делах, при болезни, считалось небо буа. Его никогда не изображали. Изображали лишь фигурки его помощников. Духи-помощники должны были передать небу просьбы людей. Изображения духов делали в виде антропоморфных фигурок из дерева. Во время моления их помещали на лиственницу, символизирующую вселенную.
   У негидальцев были развиты промысловые культы. У них существовало особое представление о духе-хозяине горной тайги калгама, в образе женщины, ведающей пушным зверем и покровительствующей охотникам. Значительное место в хозяйственной деятельности негидальцев наряду с охотой занимало рыболовство, поэтому был развит культ водных стихий. У низовых негидальцев хозяин воды таамун отвечал за успешную ловлю морских и речных рыб, а также морских млекопитающих, у верховских гал или му юэйэнин за успех в речном и озерном рыболовстве. К ним обращались с молениями. В наст. вр. моления не совершают, но духов-хозяев кормят в надежде, что это принесет удачу в промысле.
   Важную роль в верованиях негидальцев играл дух-хозяин, покровитель дома (Маси), крый являлся одновременно и духом предков, духом-хозяином дома и был одновременно связан с духом-хозяином неба. Не менее важную роль играл дух-хозяин огня (Позя или Подя). Представления о нем сохранились и бытуют до наст. вр. Негидальцы с огнем обращаются бережно, регулярно кормят его кусочками юколы, водкой, особенно на охоте или рыбалке. Прогневить Подя боятся, так как он может наказать. У погорельцев, провинившихся перед хозяином огня и пострадавших от него, стараются ничего не брать.
   Особое место в верованиях негидальцев занимают представления о человеке, его жизни и смерти. Традиционно считалось, что на небе, в верхнем мире, живет небесная старушка Майин эвэке, к-рая посылает души людей и животных на среднюю землю. У каждого человека имеется невидимая жизненная сила (эйгэн), а также видимая, его отражение, тень (ханян). После смерти эйгэн исчезает, а ханян уходит в мир мертвых, чтобы умереть там еще один раз и попасть в нандна одну из сфер неба.
   В прошлом у негидальцев был развит шаманизм. Осн. функциями шамана были: лечение больных, поиски украденной души, проводы умерших душ в загробный мир. (См. также Народов Сибири религиозные верования.)
   Н.А. Месштыб

Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика,. . 2002.

Нужно решить контрольную?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»